Погода на 10 дней
| Курсы ЦБ / в банках Первоуральска
|
В России растет уровень кибермошенничества. Как банки спасают деньги клиентов17.02.23 [10:55]
Прочтений новости 3015
Раздел: ИТ-технологии На сегодняшний день эта проблема — одна из самых острых. Дело в том, что объем телефонного мошенничества в отношении клиентов банков за год вырос на 40%. В основном звонки идут с Украины, где работает 800–900 кол-центров. Банкиры, благодаря различным алгоритмам, научились определять мошенников и прогнозировать, кому те собираются звонить. Однако эти данные разрозненны и пока не способны помочь банкам, где таких технологий нет. На панельной дискуссии форума «Кибербезопаснось в финансах» в Екатеринбурге председатель Банка России Эльвира Набиуллина заявила, что, с одной стороны, в условиях беспрецедентного количества кибератак на банковский сектор удалось не допустить взрывного роста мошенничества (объем ущерба вырос всего на 4%). С другой стороны, мошенники придумывают новые способы и технологии обмана. Эльвира Набиуллина, глава ЦБ: — Мошенники креативны и сфокусированы, а мы действуем разрозненно и медленно. Потому что каждый действует на своем фронте: законодатели, регулятор, банки, операторы связи, правоохранители. Мошенники быстрее нас. Скорость очень важна. Я рада, что есть поддержка идеи обмена информации и крупные участники рынка готовы в это инвестировать. Не все могут создать на своей базе данных модели с искусственными интеллектами. Генеральный директор АО НСПК (платежная система «Мир») Владимир Комлев согласился, что проблема не может быть решена отдельно Сбером или ВТБ. Без общих усилий полной кибербезопасности в банковской сфере не добиться. Он привел пример, что межбанковская связанность операций разрывается, когда человек снял наличные в одном банкомате и внес их в другом. Пока системы не могут отследить такие транзакции. Владимир Комлев, гендиректор АО НСПК: — Мы сейчас работаем над тем, чтобы с помощью искусственного интеллекта и больших данных связать транзакцию в одном банке, где кто-то снял наличные, с транзакцией в другом, куда деньги кладутся на счет. Те транзакции, которые мы научились выявлять в рамках пилотного проекта, показывают высокую степень точности. Технологии защиты совершенствуют и сами банки. Например, за счет улучшений механизма антифрода, который позволяет пресекать подозрительные переводы в режиме реального времени, в Сбере удалось сократить телефонное мошенничество в 15–20 раз. Но плохая новость заключается в том, что они переключились на клиентов других банков. Станислав Кузнецов, зампред Сбербанка: — В отношении клиентов Сбера произошел перелом. Но чтобы он произошел в целом по стране, нам нужно объединять усилия. Мы готовы инвестировать ресурсы в создание единого автоматизированного подхода к защите от телефонного мошенничества, который могут использовать все банки. Новая платформа позволит не только финансовым учреждениям обмениваться данными, но и подключать туда компании телекома и правоохранителей. Таким образом, на радарах всех структур одновременно появится информация о планируемом или совершенном преступлении. Другая важная задача — борьба с дропами. Это люди, участвующие в мошеннических схемах. Они получают перевод и, чтобы запутать следы, пересылают сумму еще десяткам адресатов, разбив сумму на несколько частей. По подсчетам банкиров, в России сейчас действуют не менее 580 тысяч дропов. Есть успешные примеры, когда их удавалось вычислить. Станислав Кузнецов: — Люди обналичивают деньги в банкоматах, несут их на криптобиржи, которые легально работают, после чего деньги попадают на Украину. Чтобы купить криптовалюту, не нужен даже паспорт. В сентябре мы зафиксировали рекордную сумму переводов — 500 млн рублей. Мы провели эксперимент и за день заблокировали 119 тыс. карт дропов. Не получили ни одной жалобы — это означает, что нам удалось точно идентифицировать преступников. Еще участники рынка ждут внесения поправок в ФЗ-161 «О национальной платежной системе», которые позволят не принимать переводы на реквизиты предполагаемых мошенников из специальной базы ЦБ в течение двух дней. За это время люди, как правило, понимают, что их обманули, и смогут вернуть деньги. А пока Сбер отрабатывает другую технологию по возврату денег клиентам: если клиент добровольно перевел средства мошенникам, также имеющим счет в этом же банке, то Сбер может заблокировать транзакцию на 10 дней, а потом через суд добиваться возмещения денег. Кроме того, искусственный интеллект анализирует звонки, пополняет фонотеку голосов кибермошенников и может приостанавливать переводы. Как добавил Станислав Кузнецов, в прошлом году банку удалось спасти 173 млрд рублей средств клиентов. По словам Эльвиры Набиуллиной, в этом году возможно добиться перелома в крупнейших финансовых институтах, а по всей банковской системе — в течение трех лет. Она уточнила, что считает переломом ситуацию, когда абсолютный ущерб от действий кибермошенников начнет падать. «Мне не хотелось бы, чтобы получение финансовых услуг у населения ассоциировалось с риском мошенничества. Чтобы люди каждый раз гадали, действительно ли им звонят из банка», — сказала глава ЦБ. Источник:66.ru Другие новости рубрики:
|
|
|
Последние комментарии |
|