Личности

Исторические статьи

 

Коз прогнать, трубы побелить!

Прочтений 7305

Коз прогнать, трубы побелить!
Весеннее благоустройство в Первоуральске всегда было важным этапом жизни города. Не были исключением и годы Великой Отечественной войны.

Согласно решению исполкома горсовета трудящихся Первоуральска от 13 января 1941 года контролировать чистоту, порядок и содержание коммунальных объектов должны были горкомхоз, райгоссанинспекция и городской отдел милиции. Им, в частности, предписывалось:
«…привлекать к ответственности директоров предприятий, руководителей учреждений, управляющих домами, арендаторов и жильцов, несоблюдающих правил нормальной эксплуатации жилого фонда, бесхозяйственно относящихся к социалистической собственности. Установить жесткий контроль за своевременным ремонтом домов и строений, принадлежащих организациям и отдельным гражданам. Во всех случаях бесхозяйственного содержания частных домовладений составлять акты и передавать в народные суды и после установления судом факта зачислять эти домовладения в жилой фонд горсовета».

Довоенные правила жестко регламентировали также чистоту и порядок «частных домовладений». Правила определяли даже, сколько раз в год владелец дома должен был белить дымовую трубу.

В годы войны требовательность снизилась. Сил на все не хватало.
Председатель исполкома первоуральского горсовета весной 1944 года докладывал:

«Вот взять улицу Ленина – одно время она была приведена в порядок, но сейчас эта улица находится в неблагоустроенном состоянии: заборы разобраны, деревья съедены и огрызены козами. Такая же картина в других поселках нашего города».

Заборы, по-видимому, пошли на дрова, за насаждениями не присматривали, да и козы в тот голодный период были куда важней зеленых насаждений…
Тем не менее, озеленение проводилось и масштабы его, по нынешним временам, впечатляют. Весной 1944 года было высажено 5000 саженцев деревьев и 12000 кустарников. С 25 апреля по 5 мая подготавливались ямы под посадку акаций, а с 5 мая «проводилось массовое озеленение».

Силами самих горожан восстанавливались и тротуары. Так, согласно решению госсовета к 20 апреля заготавливались доски для ремонтов тротуаров. За недостатком лесоматериалов новые тротуары делались из щебня и песка. Каждый житель должен был построить напротив своего дома тротуар.

Однако даже до войны удавалось ремонтировать лишь 41% от необходимого объема площади тротуаров, с началом войны количество отремонтированных тротуаров уменьшилось ещё сильнее.

В 1943 году директор Новотрубного завода Яков Осадчий в своем отчете писал:

«Все поселки неблагоустроены и только некоторые оборудованы тротуарами, из которых половина пришла в негодность. Шоссейных дорог нет».

Большая нагрузка легла и на жилищно-коммунальные отделы предприятий. Большинство эвакуированных размещалось в различных общежитиях. Некоторые из которых были организованы в приспособленных помещениях. Работники и работницы, живущие в этих общежитиях, регулярно жаловались на грязь во дворах, отсутствие уличного освещения и т.п.

«В общежитии N7 - грязь и беспорядок, - сообщала группа работниц Новотрубного завода в газету «Уральский трубник». – От имени всего коллектива работниц просим директора завода улучшить наши бытовые условия».

«В общежитии N8 холодно, грязно, дымят печи», - сообщал другой работник ПНТЗ.
Тяжелые условия жизни были вызваны рядом объективных факторов, главный из которых - ограниченность ресурсов (как людских, так и материальных) для того, чтобы удовлетворять насущные потребности трудящихся.

На первом месте стояло выполнение плана - фронт требовал труб, вооружений, боеприпасов.

Когда же заводу удавалось найти хоть какие-то силы для ремонта и благоустройства, то появлялись и положительные отзывы:
«В общежитии N13 произведена побелка, вымыты окна, отремонтированы печи…»

В целом в годы Великой Отечественной войны именно предприятия и сами первоуральцы вынесли основную нагрузку по содержанию городского хозяйства.

Причем когда предприятия уже оказывались не в состоянии производить очистку и благоустройство жилфонда – на субботники выходили горожане.
Именно сплоченность, понимание горожанами городских проблем, а также понимание того, что кроме

комментариев 0


Другие исторические статьи:
  • История ГАИ-ГИБДД ОМВД России по городу Первоуральску

    История ГАИ-ГИБДД ОМВД России по городу Первоуральску

     1896
    Становление Первоуральской ГАИ мы связываем с 1947 годом и первым начальником Константиновым Владимиром Никитичем.
  •  День Победы 1945 года в Первоуральске

    День Победы 1945 года в Первоуральске

     7255
    Чтобы понять чувства первоуральцев услышавших ранним утром сообщение по радио о победе, нужно вчитаться не только в смысл, но и в стилистику газетных репортажей той поры.
  • Лошади Первоуральска

    Лошади Первоуральска

     6830
    Ещё каких то 50 лет назад лошади были не только роскошью, но и средством передвижения. Как уже писалось выше в животноводстве района до его разделения на Первоуральский и Билимбаевский насчитывалось более трех тысяч лошадей.
  • Повседневная жизнь Первоуральска в годы ВОВ. Военное детство

    Повседневная жизнь Первоуральска в годы ВОВ. Военное детство

     8769
    В годы Великой Отечественной войны в Первоуральске детей было много. Виной тому – прибытие эвакуированных и высокая рождаемость. Например, в 1939 году, когда в Первоуральском районе проживало всего 79 тысяч 588 человек количество новорожденных составило 2 тысячи 538 человек!
  • Одна из версии об образовании деревни Коуровка

    Одна из версии об образовании деревни Коуровка

     9854
    На железнодорожной ветке Екатеринбург - Кунгур - Пермь есть станция Коуровка. Откуда произошел этот топоним?
  • О Первоуральске

    Город Первоуральск - город областного подчинения в Свердловской области России, является административным центром городского округа Первоуральск. Современный Первоуральск благодаря своему промышленному потенциалу по праву занимает ведущее место среди городов Свердловской области.. Подробнее о городе »

    Начало городу положено в 1702 году когда рудознатец из Уткинской Слободы Фёдор Росов открыл у горы Волчиха месторождение железной руды. Подробнее об истории »
    Вы удовлетворены уровнем своей зарплаты?
    вполне
    в целом да, но могло быть и больше
    скорее нет
    абсолютно нет
      
            Яндекс.Метрика