Личности

Исторические статьи

 

Лошади Первоуральска

Прочтений 3675

Лошади Первоуральска
Ещё каких то 50 лет назад лошади были не только роскошью, но и средством передвижения. Как уже писалось выше в животноводстве района до его разделения на Первоуральский и Билимбаевский насчитывалось более трех тысяч лошадей.

Лошади были не только в колхозах и в частном пользовании, но и, не в меньшей степени, на госпредприятиях и в промартелях.

Лошади в личном пользовании облагались двойным налогом.
Один налог был государственный. Платился раз в году и представлял собой довольно крупную по тем временам сумму – 400 рублей. Это если лошадь одна. За каждую следующую лошадь свыше одной единоличник должен был платить 700 рублей в год.

Этот налог платили не только единоличники – крестьяне, но и горожане, занимающиеся частным извозом.

Кроме государственного налога на лошадей единоличных хозяйств существовал еще местный транспортный налог.Причем транспортный налог в ту пору касался, главным образом, лошадей.
Легковых машин в городе было мало. Например, в 1941 году на Новотрубном заводе было 8 автомашин, на динасовом – одна, на Хромпике – одна, на Старотрубном – одна, в горкоме ВКПб – одна…
Всего автопарк предприятий города насчитывал 14 легковушек. Уплата транспортного налога производилась один раз в год с 15 февраля.

Ставки транспортного налога в Первоуральске, руб
Выездные лошади – 120
Рабочие лошади – 18
Самодвижущиеся экипажи и моторные суда, предназначенные для перевозки пассажиров, с каждой силы – 18
Грузовозы и мотоциклы, предназначенные для перевозки пассажиров и грузов - 10 (с каждой силы)
Мотоциклы для личного пользования – 7,50 ( с каждой силы)
Велосипеды – 6
Лошади и другие животные, используемые для извоза:
- для кооперированного населения – 54
- для не кооперированного населения – 80
Лодки и ялики - 9
Паромы, яхты, грузовые лодки - 54

От налога было освобождено огромное количество первоуральцев. В частности освобождены от налога семьи военнослужащих. Поэтому с началом Великой Отечественной войны от транспортного налога оказались освобождены почти все первоуральские семьи...

Учитывая важное значение лошадей в городской и колхозных хозяйствах, все вопросы, связанные с коневодством считались первостепенными.
В том числе и вопросы, связанные с разведением лошадей.
Разведению лошадей в городе придавали настолько большое значение, что его ежегодно обсуждали на городском совете. Так согласно «Плану случной компании на 1940 год» в Первоуральске насчитывалось лишь пять хороших жеребцов производителей. И за ними, естественно стояла очередь. Жеребца по кличке Ухарь держала пожарная охрана СТЗ, жеребец Первенец обитал на НТЗ, конь Резвый жил в колхозе «Правда», в перворальском торге держали Орла, а в первоуральском совхозе жеребца по кличке Интер.

Работу этой пятерке лучших депутаты расписывали по дням: где, в каком хозяйстве и сколько…
Но на всех этой пятерки не хватало, поэтому подключали и менее породистых жеребцов. Иногда производителей возили даже из Свердловска. Так кобыл колхоза «Новая Жизнь» «утюжил» жеребец Утюг. Колхоз им. Сталина «покрывал» конь Ретивый, в колхозе им. Чкалова трудился Черномор, а в колхозе «Октябрь» усердствовали двое Орел и Дукет. Интересно, что Первоуральский совхоз, который имел своего племенного жеребца Интера, прибегал к услугам жеребца с замысловатой кличкой Брабансон (есть такая порода лошадей); на Новотрубном, где имелся Первенец, трудился конь Бабай…

Первоуральские депутаты даже выработали критерии по которым можно было оценивать качества труда жеребца. Хозяевам жеребца полагалось с колхозов 10 рублей, с остальных – 15 рублей.
Но деньги эти полагались только «за покрытую и доведенную до отбоя конематку».

С началом Великой Отечественной войны значительную часть лучших лошадей мобилизовали в Красную Армию.
Надо сказать, что в СССР накануне войны существовал фонд «Лошадь Красной армии». Согласно инструкции фонд формировался из лучших лошадей колхозов, артелей, государственных предприятий. Лошади, которые в случае войны подлежали мобилизацию в первую очередь, определялись в фонд «Лошадь Красной армии».

По роду своей службы в РККА лошади подразделяются на: а) верховых, б) артиллерийских, в) вьючных и г) обозных.
Особо мощные лошади отбирались для артиллерийских лошадей. Как указывала инструкция: «В запряжку легкой артиллерии требуется лошадь от 151 см и выше, достаточно массивная, со свободными движениями на всех аллюрах, обхват пясти не менее 19 см; в запряжку тяжелой артиллерии - от 154 см и выше, массивная и рослая, способная двигаться свободной рысью; обхват пясти не менее 21 см».

Поначалу и мобилизовали самых лучших, но война затянулась, потери в лошадях были очень большими и потом начали мобилизовать не самых лучших, а потом и уже вовсе средненьких…

Сейчас молодые люди, глядя фильмы и читая книги о Великой Отечественной войне, не всегда понимают происходящее на экране, когда им демонстрируют суровый быт военного времени. Вот семья на Урале: мать с детьми. В деревянной избе не топлено, и сама женщина и дети в фуфайках, замотаны платками и шалями…
На Урале дровяного леса даже сейчас предостаточно. Почему мерзли-то?

Ответ простой: обычно не на чем было привезти дрова из леса. На городском совете бушевали не шуточные баталии всего из-за того, чтобы выделить лошадь какой-нибудь школе всего на один день для заготовки дров. В школах тоже мерзли.

Особенно тяжело было колхозникам. Потому что многие из тех работ, которые выполнялись на лошадях, в годы войны пришлось выполнять вручную. А у в условиях, когда в колхозах остались преимущественно старики, женщины и подростки - это было вдвойне и втройне тяжело.

Ну и рассказ о лошадях Первоуральска в годы Великой Отечественной войны будет не полным, если не упомянуть еще раз гужтранспортную артель. До войны это был успешный и доходный промкооператив занимавшийся гужевыми перевозками.

Кроме гужевых перевозок Гужтранспортная артель занималась производством телег, саней, хомутов, тележных колес, упряжи … План постоянно перевыполнялся. В 1940-м году средняя заработная плата в Гужтранспортной артели составляла 4 тыс. рублей в год или примерно 333 руб. 33 коп. в месяц. Это была самая высокая средняя зарплата по промартелям Первоуральска. Средняя зарплата по всем промартелям города тогда составляла 2700 рублей в год (225 руб/мес).

Гужтранспортная артель до войны работала по найму горздрава, горторга, гороно и других организаций и частных лиц.
В годы войны из-за дефицита лошадей работа Гужтранспортной артели строго планировалась. Занятость каждой лошади расписывалась на уровне руководства города.

Лошади сыграли огромную роль в городском хозяйстве в годы Великой Отечественной войны, в бытовой жизни горожан

комментариев 0


Другие исторические статьи:
  •  День Победы 1945 года в Первоуральске

    День Победы 1945 года в Первоуральске

     3360
    Чтобы понять чувства первоуральцев услышавших ранним утром сообщение по радио о победе, нужно вчитаться не только в смысл, но и в стилистику газетных репортажей той поры.
  • Повседневная жизнь Первоуральска в годы ВОВ. Военное детство

    Повседневная жизнь Первоуральска в годы ВОВ. Военное детство

     5210
    В годы Великой Отечественной войны в Первоуральске детей было много. Виной тому – прибытие эвакуированных и высокая рождаемость. Например, в 1939 году, когда в Первоуральском районе проживало всего 79 тысяч 588 человек количество новорожденных составило 2 тысячи 538 человек!
  • Одна из версии об образовании деревни Коуровка

    Одна из версии об образовании деревни Коуровка

     5478
    На железнодорожной ветке Екатеринбург - Кунгур - Пермь есть станция Коуровка. Откуда произошел этот топоним?
  • Георгиевская церковь

    Георгиевская церковь

     6287 1
    Многие из нас доверяют первому взгляду, и, когда впервые въезжают в населенный пункт, глаз сразу же ищет самое приметное, которое может стать неповторимым признаком всего последующего.
  • О чем мечтали первоуральцы последней довоенной весной?

    О чем мечтали первоуральцы последней довоенной весной?

     4596
    Писатель Борис Путилов в своей повести «Красный директор», посвященной Ф. Данилову писал: «А какая отличная жизнь складывалась в начале сороковых годов! Хотя уже за год до войны на новотрубном, как и на других заводах страны, был введен строгий, почти военный распорядок работы….»

О Первоуральске

Город Первоуральск - город областного подчинения в Свердловской области России, является административным центром городского округа Первоуральск. Современный Первоуральск благодаря своему промышленному потенциалу по праву занимает ведущее место среди городов Свердловской области.. Подробнее о городе »

Начало городу положено в 1702 году когда рудознатец из Уткинской Слободы Фёдор Росов открыл у горы Волчиха месторождение железной руды. Подробнее об истории »
Часто ли смотрите телевизор?
вообще не смотрю
крайне редко
практически каждый день
не представляю свою жизнь без телевидения
  
Вы можете отправить свои статьи по истории Первоуральска нашим редакторам. Самые интересные будут опубликованы на портале.
            Яндекс.Метрика